Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В контексте данного положения законодателем запрещается указывать не соответствующие действительности сведения, характеризующие рекламируемый товар.
Из рассматриваемого основания следует, что перечень характеристик товара является открытым. Однако, это не означает, что любая недостоверная информация, характеризующая товар может признана ненадлежащей по указанному основанию.
Как правило, при выборе товара потребители оценивают его по следующим параметрам:
а) свойства товара, указывающие на ассортиментные характеристики;
б) свойства товара, указывающие на качественные характеристики;
в) свойства товара, указывающие на количественные характеристики;
г) свойства товара, указывающие на стоимостные характеристики.
В Федеральном законе «О рекламе» данное основание является общим по отношению к иным основаниям, которые будут рассмотрены ниже.
В связи с этим, в отношении отдельных характеристик товара Федеральным законом «О рекламе» предусмотрены специальные (отдельные) основания по которым реклама может быть признана недостоверной (например: при распространении недостоверной информации в отношении стоимости товара рекламодатель будет нести ответственность за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).
Таким образом, несмотря на то, что рассматриваемое основание содержит в себе открытый перечень характеристик товара, оно применяется только в тех случаях, когда иными положениями Федерального закона «О рекламе» не предусмотрены специальные основания.
В любом случае, распространение недостоверных сведений о природе, составе, способе и дате изготовления товара, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара образует нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Пример ненадлежащей "рекламы":
Комментарий к примеру: данная реклама формирует у потребителей представление о том, что препарат «…Х…», который выпускается в форме капсул, может применяться детьми, начиная с 1 года. Однако из инструкции по применению лекарственного препарата «…Х…» следует, что данный препарат (выпускаемый в форме капсул) может применяться детьми, начиная с 3 лет. В отношении детей в возрасте до 3 лет препарат «…Х…» может применяться только в форме суспензии. Таким образом, данная «реклама» является ненадлежащей, поскольку сведения об условиях применения препарата «…Х…» (в отношении детей) являются недостоверными.
Ненадлежащая реклама – это реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Изготавливать и распространять ненадлежащую рекламу запрещается. Вышеуказанный пример ненадлежащей «рекламы» приведен исключительно в качестве примера с целью разобраться в вопросах применения Федерального закона «О рекламе» и не допускать ошибок при распространении рекламы. Содержание примера не допускается использовать в практической (рекламной) деятельности и не следует рассматривать в качестве рекламы какого-либо товара (работы, услуги), поскольку указанная информация - вымышлена, а товары (работы, услуги) и рекламодатели (рекламораспространители, рекламопроизводители) – обезличены.