Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
Необходимо отметить, что комментируемое положение взаимосвязано с требованиями статьи 9 Федерального закона «О рекламе» и направлено на дополнительную защиту потребителей рекламы, необходимую при распространении рекламы конкурса, игры или иного подобного мероприятия.
Комментируемое положение не позволяет рекламодателю вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно рассматриваемых сведений, тем самым препятствует формированию недобросовестного поведения в сфере рекламы.
Согласно статье 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
При этом, если руководствоваться только статьей 9 Федерального закона «О рекламе», то можно сделать вывод о том, что рекламодатель не обязан указывать в рекламе конкурса, игры или иного подобного мероприятия сведения о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. В таком случае, достаточно указать источник информации: адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию и т.п.
Однако, если рекламодатель посчитает нужным указать в рекламе те или иные сведения, то они должны быть достоверными, то есть соответствовать действительным условиям конкурса, игры и т.д.
В тоже время, следует учитывать, что рассматриваемое положение касается только рекламы определенных мероприятий, а именно: конкурса, игры и иного подобного мероприятия, по результатам которых между потребителями разыгрываются призы или выдаются выигрыши на конкурсной основе.
Таким образом, буквальное содержание данного положения позволяет сделать вывод о том, что если в рекламе указываются недостоверные сведения о мероприятиях, результатами которых не являются розыгрыши призов или выигрышей (например, при приобретении товаров, каждому потребителю дополнительно и бесплатно выдается другой товар: «при приобретении видеорегистратора марки «…Х…» каждому потребителю предоставляется карта памяти на 32 Гб.» ), то данная реклама не будет содержать в себе нарушение требований пункта 15 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
При распространении такой рекламы, рекламодатель может понести административную ответственность за нарушения иных требований Федерального закона «О рекламе», в частности:
а) за нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
(распространение рекламы, которая является актом недобросовестной конкуренции: введение в заблуждение потребителей в отношении условий, на которых товары предлагаются к продаже).
б) за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
(распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы).
Пример ненадлежащей "рекламы":
Комментарий к примеру: установлено, что по истечении 20 двадцати дней после размещения наружной рекламы, рекламодателем (организатором конкурса) были внесены изменения в условия конкурса о количестве главных призов. Согласно новым условиям, главный приз вручается только первым двум победителям. Доводы организатора конкурса о том, что данные изменения были внесены в соответствии с правилами проведения конкурса, с которыми потребитель мог ознакомиться на сайте www «…», являются необоснованными, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанность рекламодателя указывать в рекламе достоверные сведения о количестве призов.
Таким образом, данная «реклама» является ненадлежащей, поскольку содержит в себе недостоверные сведения о количестве призов, разыгрываемых по результатам мероприятия.
Ненадлежащая реклама – это реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Изготавливать и распространять ненадлежащую рекламу запрещается. Вышеуказанный пример ненадлежащей «рекламы» приведен исключительно в качестве примера с целью разобраться в вопросах применения Федерального закона «О рекламе» и не допускать ошибок при распространении рекламы. Содержание примера не допускается использовать в практической (рекламной) деятельности и не следует рассматривать в качестве рекламы какого-либо товара (работы, услуги), поскольку указанная информация - вымышлена, а товары (работы, услуги) и рекламодатели (рекламораспространители, рекламопроизводители) – обезличены.