Пункт 16 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»:
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари.
Во-первых, анализируя данное положение следует определить, что понимается под играми и пари.
В этих целях допустимо использовать понятия, указанные в статье 4 Федерального закона от 29.12.2006г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»:
- под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
- под пари понимается азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
Во-вторых, следует учитывать, что рассматриваемое положение корреспондирует части 4 статьи 27 Федерального закона «О рекламе».
Указанная статья Федерального закона «О рекламе» обязывает рекламодателя указывать в рекламе основанных на риске игр, пари следующие сведения:
- указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари;
- источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
При этом, анализ части 4 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» позволяет сделать вывод о том, что рекламодатель не обязан указывать в рекламе основанных на риске игр, пари сведения: о правилах проведения основанных на риске игр, пари; о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари; о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей; об их организаторе. В таком случае, достаточно указать источник информации: адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию и т.п.
Однако, если рекламодатель посчитает нужным отразить в рекламе те или иные сведения, то они должны быть достоверными, то есть соответствовать действительным условиям основанных на риске игр, пари.
Пример ненадлежащей "рекламы":
Комментарий к примеру: установлено, что ООО «…Х…», указанное в рекламе в качестве организатора лотереи, не является таковым в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях». Согласно контракту ООО «…Х…» уполномочено проводить лотерею и является ее оператором. Доводы ООО «…Х…» о том, что действительные сведения об организаторе лотереи указаны на сайте www «…», с которыми любой потребитель мог ознакомиться, являются необоснованными, так как данное обстоятельство не исключает обязанность рекламодателя указывать в рекламе лотереи достоверные сведения о ее организаторе.
Таким образом, данная «реклама» является ненадлежащей, поскольку содержит в себе недостоверные сведения об организаторе лотереи.
Ненадлежащая реклама – это реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Изготавливать и распространять ненадлежащую рекламу запрещается. Вышеуказанный пример ненадлежащей «рекламы» приведен исключительно в качестве примера с целью разобраться в вопросах применения Федерального закона «О рекламе» и не допускать ошибок при распространении рекламы. Содержание примера не допускается использовать в практической (рекламной) деятельности и не следует рассматривать в качестве рекламы какого-либо товара (работы, услуги), поскольку указанная информация - вымышлена, а товары (работы, услуги) и рекламодатели (рекламораспространители, рекламопроизводители) – обезличены.