Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара.
Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации регулируется частью четвертой Гражданского кодекса РФ.
Из статьи 1229 Гражданского кодекса РФ следует, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
В силу статьи 1225 Гражданского кодекса РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
Согласно статье 1484 Гражданского кодекса РФ к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относится в том числе размещение товарного знака в предложениях о продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
Из рассматриваемого положения Федерального закона «О рекламе» следует, что если хозяйствующий субъект не является правообладателем исключительных прав, то последний не вправе размещать в рекламе информацию о принадлежности прав на тот или иной результат интеллектуальной деятельности (средство индивидуализации юридического лица, средство индивидуализации товара).
В тоже время, следует учитывать, что использование товарного знака товара, правомерно введенного в гражданский оборот, возможно и другими лицами в рекламе своей торговой деятельности по реализации данного товара. В таком случае отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого услугодателя (указанная позиция отражена в пункте 31 Постановления Высшего Арбитражного суда РФ от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Таким образом, действующее законодательство позволяет рекламодателю, в отсутствии исключительного права на товарный знак, размещать его в рекламе своей торговой деятельности по реализации того или иного товара. Однако, в таком случае, из содержания рекламной информации должно следовать, что рекламируемые товары реализуются именно рекламодателем, а не правообладателем товарного знака.
Пример ненадлежащей "рекламы":
Комментарий к примеру: помимо рекламного текста в рекламе использовалось графическое изображение знака обслуживания, при этом было установлено, что рекламодателю не принадлежит исключительное право на знак обслуживания и соответствующего договора с правообладателем, он не заключал. Кроме того, из рекламы не следует, что трансляции спортивных событий осуществляются независимым услугодателем. С другой стороны, правомерность трансляций спортивных событий подтверждена письменными соглашениями, заключенными с организаторами соревнований.
С учетом указанного, использование знака обслуживания (в контексте рекламы) создает у потребителя неоправданное представление о наличии связи между оказываемыми услугами в спорт-баре и услугами, оказываемыми правообладателем знака обслуживания. Таким образом, данная «реклама» является ненадлежащей, поскольку содержит в себе недостоверные сведения об исключительных правах на средство индивидуализации услуги.
Ненадлежащая реклама – это реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Изготавливать и распространять ненадлежащую рекламу запрещается. Вышеуказанный пример ненадлежащей «рекламы» приведен исключительно в качестве примера с целью разобраться в вопросах применения Федерального закона «О рекламе» и не допускать ошибок при распространении рекламы. Содержание примера не допускается использовать в практической (рекламной) деятельности и не следует рассматривать в качестве рекламы какого-либо товара (работы, услуги), поскольку указанная информация - вымышлена, а товары (работы, услуги) и рекламодатели (рекламораспространители, рекламопроизводители) – обезличены.