Часть 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»
Рассматривая положения о недостоверности рекламы необходимо учитывать следующее.
Недостоверность проявляется в рекламе тогда, когда в ней содержится информация, которая не соответствует действительности.
При такой рекламе у потребителя формируется неверное (ошибочное) преставление о товаре, его качестве, потребительских свойствах.
В части 3 статьи 5 Федерального закона определяется исчерпывающий перечень сведений при недостоверности которых реклама будет считаться ненадлежащей.
В практической деятельности у рекламораспространителей возникают вопросы: должен ли я проверять достоверность сведений, содержащихся в рекламе и каким образом, я могу их проверить?
Существуют различные позиции относительно ответов на данные вопросы.
Стоит обратить внимание на позицию некоторых рекламораспространителей, которые считают, что проверять сведения, указанные в рекламе (на предмет их соответствия деятельности) не имеет смысла, поскольку исходя из статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за распространение недостоверной рекламы несет только рекламодатель.
Данная позиция является спорной, в силу следующего.
Действительно из статьи 38 Федерального закона «О рекламе» следует, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 указанного закона (за распространение недостоверной рекламы) несет рекламодатель.
Однако, стоит учитывать, что согласно статье 13 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Разъясняя означенные положения, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 13 постановления от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее:
«…рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы наряду с рекламодателем только в том случае, если им указанные сведения не запрашивались либо если рекламораспространитель, не получив запрошенных сведений, тем не менее не отказался от распространения рекламы. Кроме того, рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности в том случае, если при проверке предоставленных ему сведений на предмет их соответствия фактическим обстоятельствам (например, соответствия сертификата на товар объекту рекламирования; сведений о государственной регистрации лицу, предоставившему эти сведения) не проявит должных осмотрительности и осторожности».
Таким образом, поскольку законодателем запрещается распространение недостоверной рекламы, то рекламораспространителю во всех случаях следует проявлять должную осмотрительность и осторожность при распространении рекламы.
В целях исключения возможных негативных последствий, при имеющейся возможности, требуйте от рекламодателя подтвердить достоверность распространяемых сведений (предоставить соответствующие документы).
Далее будет рассмотрен исчерпывающий перечень сведений, при недостоверности которых реклама будет признана ненадлежащей.