Пункт 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»
Реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Данный запрет следует рассматривать как организационно-правовую меру, принятую законодателем в целях обеспечения безопасности процесса движения соответствующего транспорта и направленную на предотвращение транспортных происшествий, снижения риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.
Любая реклама, нарушающая требования рассматриваемого пункта, представляет угрозу безопасности движения соответствующего транспорта.
На территории РФ безопасность движения и эксплуатации автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта обеспечивается следующими нормативными правовыми актами:
1) Федеральным законом от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2) Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090 «О правилах дорожного движения».
3) Федеральным законом от 10.01.2003г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ».
4) Водным кодексом РФ.
5) Воздушным кодексом РФ и др.
Комментируемую норму права можно разделить на две части (два запрета):
Первая часть запрещает рекламодателям и рекламораспространителям использовать в рекламе любые изображения (в различном цветовом, графическом или смысловом решении), которые по своим общим признакам (несмотря на их отдельные отличия) будут иметь сходство с дорожными знаками и тем самым ассоциироваться у потребителей с регулированием дорожного движения.
О сходстве с дорожными знаками могут указывать следующие признаки:
- общее зрительное впечатление;
- место размещения и круг потребителей рекламы;
- графическое изображение с учетом характера букв или цифр, а также линий и геометрических фигур;
- расположение букв (цифр) по отношению друг к другу;
- цвет или цветовое сочетание;
- совпадение одного из графических элементов, на который падает логическое ударение и другие признаки.
Вторая часть нормы касается запрета размещения рекламы, которая по внешнему виду, техническим параметрам, территориальному размещению и др., будет угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного или воздушного транспорта.
Например, в области движения автомобильного транспорта наружная реклама будет угрожать безопасности, если она:
а) ограничивает видимость средств организации дорожного движения,
б) уменьшает габариты инженерных сооружений;
в) размещается на аварийно-опасных участках дорог и улиц;
г) размещается на расстоянии менее чем 60 метров до дорожных знаков и светофоров и в других случаях, установленных Государственным стандартом РФ – ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утв. Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003г. №124-ст.
Пример ненадлежащей "рекламы":
Комментарий к примеру: помимо текста рекламодатель разместил в наружной рекламе изображение скользкой дороги, при этом графические элементы и геометрическая форма используемого изображения имеют сходство с дорожным знаком 1.15 "Скользкая дорога" (участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части), предусмотренным разделом 1 «Предупреждающие знаки» Приложения №1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090.
О сходстве с дорожным знаком свидетельствуют следующие признаки:
- реклама размещена вблизи проезжей части с большим транспортным потоком;
- круг потребителей рекламы ограничен фактом владения транспортным средством (реклама формирует интерес у владельцев транспортных средств);
- геометрическая форма используемого изображения представляет собой треугольник;
- графические элементы рекламы содержат изображения формы кузова легкового автомобиля, а также кривых линий.
При наличии вышеуказанных признаков наружная реклама с указанным изображением может дезориентировать водителей транспортных средств и создать угрозу безопасности дорожного движения на данном участке дороги.
Таким образом, данная «реклама» является ненадлежащей, поскольку содержит в себе изображение сходное с дорожным знаком.
Ненадлежащая реклама – это реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Изготавливать и распространять ненадлежащую рекламу запрещается. Вышеуказанный пример ненадлежащей «рекламы» приведен исключительно в качестве примера с целью разобраться в вопросах применения Федерального закона «О рекламе» и не допускать ошибок при распространении рекламы. Содержание примера не допускается использовать в практической (рекламной) деятельности и не следует рассматривать в качестве рекламы какого-либо товара (работы, услуги), поскольку указанная информация - вымышлена, а товары (работы, услуги) и рекламодатели (рекламораспространители, рекламопроизводители) – обезличены.