Пункт 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"
В рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Из указанного положения следует, что использование образов медицинских и фармацевтических работников допускается только:
1) в рекламе медицинских услуг;
2) в рекламе средств личной гигиены;
3) в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;
4) в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
5) в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Во всех остальных случаях, законодатель запрещает использовать в рекламе образы медицинских или фармацевтических работников.
Например, не допускается использовать образ медицинского или фармацевтического работника в рекламе лекарственного средства, медицинского изделия, метода лечения и др., если такая реклама будет распространяться среди обычных граждан (на рекламном щите вдоль городской улицы и т.п.)
Что же касается самого факта использования образа медицинского или фармацевтического работника, то в этой части следует определить:
1) кто относится к медицинским и фармацевтическим работникам?
2) что относится к образам этих работников?
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинским работником понимается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Под фармацевтическим работником понимается физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;
К образам медицинских и фармацевтических работников можно отнести не только визуальные признаки, идентифицирующие специальную одежду данных работников (белый халат, колпак, перчатки, маска, медицинские костюмы и др.), но и текстовые, звуковые и иные формы их идентификации, создающие у потребителя представление о медицинском или фармацевтическом работнике.
Например, об использовании в рекламе образа медицинского или фармацевтического работника будет свидетельствовать употребление таких терминов, как: аллерголог, дерматолог, нарколог, окулист, терапевт, врач, фармацевт, доктор и т.п.
Запрет на формирование в рекламе образа медицинского или фармацевтического работника обусловлен прежде всего следующим обстоятельством: за многовековую историю медицины, сформировавшийся образ медицинского работника ассоциируется у людей с человеком, который способен облегчить их страдания или полностью вылечить их.
Таким образом, у большинства людей указанный образ способен сформировать чувство уверенности в объекте рекламирования и его надежности. Такое доверие во многом влияет на решение потребителя приобрести рекламируемый товар.
В связи с этим, в отношении большей части рекламы, законодатель посчитал, что использование образов медицинских или фармацевтических работников будет являться объективно необоснованным фактором, влияющим на выбор потребителя.
Пример ненадлежащей "рекламы":
Комментарий к примеру: помимо текста, в рекламе использовалось изображение женщины в белом халате. Поскольку данное изображение свидетельствует об использовании образа фармацевтического работника, то рассматриваемая «реклама» является ненадлежащей.
Ненадлежащая реклама – это реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Изготавливать и распространять ненадлежащую рекламу запрещается. Вышеуказанный пример ненадлежащей «рекламы» приведен исключительно в качестве примера с целью разобраться в вопросах применения Федерального закона «О рекламе» и не допускать ошибок при распространении рекламы. Содержание примера не допускается использовать в практической (рекламной) деятельности и не следует рассматривать в качестве рекламы какого-либо товара (работы, услуги), поскольку указанная информация - вымышлена, а товары (работы, услуги) и рекламодатели (рекламораспространители, рекламопроизводители) – обезличены.