Пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе":
В рекламе не допускается указывать на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Комментируемое положение введено законодателем в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан, которое может возникнуть в результате использования товара, не обладающего лечебными свойствами.
Из указанного пункта следует, что о лечебных свойствах объекта рекламирования можно указывать только:
1) в рекламе лекарственных средств;
2) в рекламе медицинских услуг;
3) в рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;
4) в рекламе медицинских изделий.
В связи с этим, действующее законодательство о рекламе исходит из того, что все иные товары не обладают лечебными свойствами (например, биологически активные добавки и т.п.), а рекламодателю запрещается присваивать любым товарам (за исключением вышеуказанных) такие признаки, которые будут указывать на лечебные свойства, то есть содержать сведения о положительном влиянии объекта рекламирования на течение болезни.
О наличии лечебных свойств может свидетельствовать употребление в рекламе названий заболеваний (или их симптоматики) и одновременное упоминание о том, что объект рекламирования выступает как средство, оказывающее лечебно-профилактический эффект (пункт 23 Постановления Пленума Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе») и др.
Несмотря на то, что законодатель допускает указывать в рекламе лекарственных средств (медицинских услуг и изделий) сведения о том, что объект рекламирования обладает лечебными свойствами, в такой рекламе не допускается указывать на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования и другие сведения, предусмотренные статьей 24 Федерального закона «О рекламе».
Пример ненадлежащей "рекламы":
Комментарий к примеру: из текста рассматриваемой «рекламы» следует, что объект рекламирования обладает лечебными свойствами, поскольку из контекста «рекламы» прослеживается, что препарат «…Y…» оказывает положительное влияние на течение такого заболевания, как аденома и простатит.
Поскольку данный вид товара не относится к категории товаров (к числу исключений), указанных в пункте 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», то его реклама не должна содержать указание на лечебные свойства.
Кроме того, из пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Препарат «…Y…» не зарегистрирован в качестве лекарственного средства и каким-либо терапевтическим свойством не обладает. Более того, данная «реклама» является недостоверной, поскольку содержит в себе не соответствующие действительности сведения о характеристике товара и его потребительских свойствах. Таким образом, рассматриваемая «реклама» содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Поскольку рекламодатель необоснованно и незаконно присвоил препарату «…Y…» лечебные свойства, то рассматриваемая «реклама» является ненадлежащей.
Ненадлежащая реклама – это реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Изготавливать и распространять ненадлежащую рекламу запрещается. Вышеуказанный пример ненадлежащей «рекламы» приведен исключительно в качестве примера с целью разобраться в вопросах применения Федерального закона «О рекламе» и не допускать ошибок при распространении рекламы. Содержание примера не допускается использовать в практической (рекламной) деятельности и не следует рассматривать в качестве рекламы какого-либо товара (работы, услуги), поскольку указанная информация - вымышлена, а товары (работы, услуги) и рекламодатели (рекламораспространители, рекламопроизводители) – обезличены.