18 января 2022 года Комиссией Кировского УФАС России вынесено решение по делу, которым признана ненадлежащей распространявшаяся в печатном издании города Кирова реклама финансовых услуг, оказываемых компанией «FINIKO».
Ранее в Кировское УФАС России Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ были направлены материалы о проведении мониторинга печатных изданий средств массовой информации города Кирова, в ходе которого выявлен факт размещения рекламы финансовых услуг, оказываемых компанией «FINIKO».
Согласно сведениям, опубликованным на официальных сайтах Федеральной налоговой службы (https://www.nalog.gov.ru/) и Банка России (https://cbr.ru/), указанная компания не является юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ, не является финансовой организацией, имеющей соответствующую лицензию Банка России, не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, а также не входит в список легальных форекс-диллеров, размещенный на сайте Банка России.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Управлением установлено, что в указанной рекламе в качестве условий оказания финансовых услуг названы стоимость и срок оказания таких услуг, иные условия, влияющие на сумму доходов и на сумму расходов, в рекламной информации не указаны. При этом реклама финансовых услуг содержит сведения о гарантиях в будущем доходности вложений при том, что такая доходность не может быть определена на момент заключения соответствующего договора, что также противоречит требованиям рекламного законодательства.
При таких обстоятельствах реклама финансовых услуг, оказываемых компанией «FINIKO», признана Кировским УФАС России нарушающей ч. 1 ст. 28, п. 1 ч. 2 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 5.1 ст. 28, ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Материалы дела переданы должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении в отношении рекламодателя – физического лица и рекламораспространителя – индивидуального предпринимателя.
Кировское УФАС России рекомендует гражданам быть крайне осмотрительными при выборе лица, оказывающего финансовые услуги, внимательно читать все документы перед подписанием договоров, а также изучать финансовые продукты, к которым привлекается внимание в рекламе за счет указания на привлекательные условия, обещающие высокую доходность и эффективность.
Справка:
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Банка России, компания «FINIKO» является компанией с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке и обладает признаками «финансовой пирамиды» (https://cbr.ru/inside/warning-list/detail/?id=7239).
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно ч. 5.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна содержать следующее указание: «Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.». Публичное объявление цен (порядка определения цен), а также иных существенных условий договора не является рекламой, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами.
В соответствии с ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Источник информации - Кировское УФАС России.