В адрес Управления поступило заявление физического лица о возможном нарушении требований рекламного законодательства при распространении рекламы пива на внешней стороне торгового павильона, расположенного в г. Орле.
Заявитель указал, что на фасаде торгового помещения (на оконном проеме) «Пиво на Курской» изображен кадр из кинофильма «Операция Ы и другие приключение Шурика», на котором герои фильма (актеры - Е. Моргунов, Ю. Никулин, Г. Вицин) употребляют напиток (пиво) из кружек. На конструкции содержится надпись – цитата из фильма: «Жить, как говорится, хорошо, а хорошо жить – еще лучше».
В рамках рассмотрения возбужденного дела Комиссией Орловского УФАС России установлено, что информация, размещенная на соответствующей конструкции на фасаде торгового помещения, содержит сведения рекламного характера, то есть является рекламой, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара и товару, а именно: магазину «Пиво на Курской» и реализуемой в нем, в том числе алкогольной продукции - пиву.
Кроме того, изображение кадра из кинофильма «Операция Ы и другие приключение Шурика», на котором герои фильма (актеры - Е. Моргунов, Ю. Никулин, Г. Вицин) употребляют напиток характерного янтарного цвета с белой пеной сверху из пивных кружек, а также использование широко известной цитаты «Жить, как говорится, хорошо, а хорошо жить – еще лучше» вызывает у потребителей прямую явную ассоциацию с тем, что в указанном торговом помещении реализуется именно алкогольная продукция (пиво).
Эффект возникновения ассоциаций с определенным товаром - пивом усиливается графическими изображениями на фасаде магазина (стилизованные ладони, держащие в руках кружку с напитком с белой пеной сверху) и самим названием магазина - «ПИВО на КУРСКОЙ».
Данные выводы Орловского УФАС России подтверждаются компетентным мнением членов Экспертного совета по рекламе и недобросовестной конкуренции при Орловском УФАС России, заседание которого состоялось 06 октября 2022 года.
В результате рассмотрения дела Комиссия Управления пришла к выводу, что рассматриваемая реклама размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения – на фасаде торгового помещения «Пиво на Курской». В рекламе использовались образы актеров: Е. Моргунова, Ю. Никулина, Г. Вицина, а также демонстрация потребления алкогольной продукции (пива) названными актерами. Также в рекламе отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции. *
Таким образом, указанная реклама противоречила требованиям Закона «О рекламе», то есть являлась ненадлежащей.
В связи с чем индивидуальному предпринимателю было выдано предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе.
Кроме того, материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
*Справочно:
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.
Источник информации - Орловское УФАС России.