Федеральная антимонопольная служба и Банк России подготовили совместное письмо для кредитных и микрофинансовых организаций, потребительских и сельскохозяйственных кредитных кооперативов, ломбардов, в котором предлагают финансовым организациям раскрывать надлежащим образом информацию о потребительских кредитах (займах) и вкладах.
При продвижении финансовых продуктов участники финансового рынка нередко акцентируют внимание потенциальных клиентов только на определенных свойствах, вызывающих повышенный интерес потребителя к продукту. К примеру, на минимальной процентной ставке по кредитному продукту или только максимальной процентной ставке по вкладам.
При этом другую значимую информацию о наличии дополнительных условий и/или ограничений финансовые организации зачастую надлежащим образом не доводят до потребителей.
В частности, доступно не указываются сведения о повышенной процентной ставке по кредитному продукту при несоблюдении определенных требований или условий (например, условия о наличии полиса добровольного страхования), а также ограниченном периоде действия минимальной процентной ставки по кредиту.
При реализации депозитных продуктов кредитные организации некорректно информируют клиентов о необходимости приобретать дополнительные услуги для получения повышенной процентной ставки по вкладу. Кроме того, потребителям надлежащим образом не сообщается информация о применении нескольких процентных ставок по вкладу в разные периоды времени, а также о применении различных ставок для первоначальной суммы вклада и его пополнений.
Такие подходы к раскрытию информации о финансовых продуктах могут приводить к возникновению необоснованных преимуществ перед конкурентами и рассматриваться как нарушение Закона о защите конкуренции. [1]
В целях защиты прав граждан на получение полной информации о приобретаемых финансовых продуктах ФАС России и Банк России рекомендуют финансовым организациям размещать на своих сайтах информацию равнозначным по размеру шрифтом, без использования графических приемов, позволяющих отображать отдельные параметры менее заметными по сравнению с другими.
Кроме того, регуляторы информируют кредиторов о необходимости довести требования информационного письма до своих партнеров, застройщиков, автодилеров. Необходимо, чтобы на их сайтах размещалась полная информация о разнице в размере скидки при приобретении товаров или услуг с использованием заёмных средств.
Также партнерам банков стоит делать на своих сайтах гиперссылки для перехода на соответствующий раздел сайта кредитора с подробной информацией о кредитном продукте.
Справочно:
[1] Статья 14.2 Закона о защите конкуренции.
Источник информации - Орловское УФАС России.